Преподаватели историко-филологического факультета провели вебинар для учителей-словесников на тему "Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их преодоления"
7 ноября 2025 года заведующий кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Инесса Геннадьевна Родионова и доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Лариса Петровна Перепелкина провели вебинар для учителей русского языка и литературы на тему «Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их предупреждения».Выступавшие соотнесли ошибки выпускников с критериями их оценки.
Так, Л.П. Перепелкина обратила внимание на неумение выпускников выявить ключевые слова в формулировке вопроса, нечёткое понимание терминов или нравственно-психологических категорий в формулировке избранной темы. В целях предупреждения подобной ошибки рекомендовалось на этапе подготовки к сочинению работать со словарями разных типов. Кроме этого, преподаватель отметила возникающие у школьников трудности в формулировании главной мысли высказывания и в последовательном доказательстве её в главной части сочинения, не всегда удачный подбор литературного материала для аргументации, отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения.
Для обучения структурированию сочинения была предложена работа с речевыми моделями, разработанными профессором Г. В. Пранцовой. Речевая модель фрагментарно воспроизводит текст сочинения-рассуждения, отображая только те его части, которые необходимы ученикам для организации работы. Моделируя пропущенный текст, старшеклассники: сочиняют его в логике, заданной моделью; формулируют тезис, соотнося его с идеей; подбирают к аргументам иллюстрации из литературных произведений, интерпретируют их в заданном ключе; пишут заключение.
Выступление И. Г. Родионовой было посвящено речевым и грамматическим ошибкам в сочинениях школьников. Она рассказала о неточности употребления наречий по-разному и по-своему, о неоправданном использовании канцеляризмов и штампов, об излишней образности в работах учеников, об особенности употребления местоимения свой, о неуместном использовании в одном предложении фамилии автора и слова автор, а также об ошибках в предложениях с деепричастным оборотом. Преподавателем были предложены разработанные совместно с профессором Г.И. Канакиной задания для школьников репродуктивного, рецептивного, продуктивного типов, направленные на предупреждение названных и других ошибок в итоговых сочинениях.

Версия для печати