Преподаватели историко-филологического факультета провели вебинар для учителей-словесников на тему "Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их преодоления"

10.11.2025 23:32

 7 ноября 2025 года заведующий кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Инесса Геннадьевна Родионова и доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Лариса Петровна Перепелкина провели вебинар для учителей русского языка и литературы на тему «Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их предупреждения».Выступавшие соотнесли ошибки выпускников с критериями их оценки.

Так, Л.П. Перепелкина обратила внимание на неумение выпускников выявить ключевые слова в формулировке вопроса, нечёткое понимание терминов или нравственно-психологических категорий в формулировке избранной темы. В целях предупреждения подобной ошибки рекомендовалось на этапе подготовки к сочинению работать со словарями разных типов. Кроме этого, преподаватель отметила возникающие у школьников трудности в формулировании главной мысли высказывания и в последовательном доказательстве её в главной части сочинения, не всегда удачный подбор литературного материала для аргументации, отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения.

Для обучения структурированию сочинения была предложена  работа с речевыми моделями, разработанными профессором Г. В. Пранцовой. Речевая модель фрагментарно воспроизводит текст сочинения-рассуждения, отображая только те его части, которые необходимы ученикам для организации работы. Моделируя пропущенный текст, старшеклассники: сочиняют его в логике, заданной моделью; формулируют тезис, соотнося его с идеей; подбирают к аргументам иллюстрации из литературных произведений, интерпретируют их в заданном ключе; пишут заключение.  

Выступление И. Г. Родионовой было посвящено речевым и грамматическим ошибкам в сочинениях школьников. Она рассказала о неточности употребления наречий по-разному и по-своему, о неоправданном использовании канцеляризмов и штампов, об излишней образности в работах учеников, об особенности употребления местоимения свой, о неуместном использовании в одном предложении фамилии автора и слова автор, а также об ошибках в предложениях с деепричастным оборотом. Преподавателем были предложены разработанные совместно с профессором Г.И. Канакиной задания для школьников репродуктивного, рецептивного, продуктивного типов, направленные на предупреждение названных и других ошибок в итоговых сочинениях.

                                                      

» Последнее в рубриках:
11.11.2025 09:58 Состоялась профориентационная экскурсия для старшеклассников
10.11.2025 23:32 Преподаватели историко-филологического факультета провели вебинар для учителей-словесников на тему "Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их преодоления"
30.10.2025 08:49 Преподаватели кафедры «Литература и методика преподавания литературы» вошли в состав экспертной комиссии Российской открытой научно-практической конференции школьников «Юность. Наука. Культура – ЗАТО»
29.10.2025 07:14 В МБОУ СОШ № 27 г. Пензы прошел литературный час, посвященный 130-летию со дня рождения Сергея Есенина
15.10.2025 23:33 В школах г. Пензы проведены профориентационные беседы
15.10.2025 17:06 Пятикурсники провели презентацию историко-филологического факультета ПГУ для старшеклассников МБОУ МГ № 4 «Ступени» г. Пензы им. М. Н. Пазаева
10.10.2025 23:30 Студентка Анастасия Фадеева провела интеллектуальную игру «Путешествие по страницам русского фольклора» для учащихся МБОУ «Гимназия № 53» г. Пензы
04.06.2025 09:58 Доцент Л. П. Перепелкина провела практические занятия со старшеклассниками в рамках летней школы ПГУ
31.05.2025 13:51 Старшеклассники посетили учебное занятие кафедры в рамках акции «Стань студентом на один день»
14.05.2025 09:10 Студенты и школьники приняли участие во Всероссийской акции «Библионочь-2025»